Каталог статей
Детские учреждения для малышей – плохо или хорошо?
По книге Г.Крайг «Психология развития», СПб., 2000.
Во времена социализма в Советском Союзе была сформирована хорошо организованная система дошкольного воспитания детей, которая позволяла родителям (и особенно, матерям) не прерывать работу для того, чтобы ухаживать за своими маленькими детьми. Сначала детей отдавали в ясли, потом в детские сады, а уже оттуда дети шли в школу. Одним из последних достижений социализма было предоставление матери гарантированного и частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. Сейчас времена изменились. Женщина, конечно, по-прежнему имеет право не работать, ухаживая за малышом. Но все меньше женщин пользуются этим правом по разным причинам. Многие мамы «сидят» с малышом сами, не доверяя уход за ним никому постороннему. Но что же делать современной деловой женщине, которая не может прервать работу даже на короткое время? Ясли, конечно, по-прежнему существуют, но все больше и больше работающих матерей предпочитают нанимать няню для ухода за своими маленькими детьми, считая, в яслях детям приходится очень плохо. Правы ли эти родители?
Еще в 1986 году один из известных американских специалистов по развитию младенцев Джей Бельски опубликовал материал, который должен был стать предостережением для всех, кто занимается воспитанием маленьких детей. Он изучил результаты нескольких исследований развития младенцев и дошкольников, сравнивая тех, кого отдавали в детские учреждения в ранние годы жизни, и тех, кто оказывался в этих учреждениях значительно позже. Хотя эти исследования проводились в разных условиях, различавшихся качеством ухода за детьми, типами семей, чьи дети посещали детские учреждения, регулярностью посещения яслей детьми, Бельски пришел к выводу, что нахождение в яслях, начиная с первого года жизни, является фактором риска, ставящим под угрозу развитие надежной привязанности к родителям в младенчестве и способствующим повышенной агрессивности, недисциплинированности и замкнутости ребенка в дошкольные и начальные школьные годы.
Это заявление сразу же вызвало бурную реакцию со стороны многих ученых, работников детских учреждений и родителей. Если это - правда, то тогда вина за этот риск ложится на работающих отцов и матерей, отдающих своих детей в дошкольные воспитательные учреждения и перекладывающих заботы о них на плечи профессиональных воспитателей. Эти выводы Д.Бельски бросали вызов самому образу жизни семьи, в которой работают оба родителя. Некоторые работники дошкольных учреждений почувствовали себя лично глубоко оскорбленными, но нашлись и такие, которые посчитали, что необходимо на эту проблему обратить очень серьезное внимание.
Бельски указывает, что дети, которых родители отдавали в первоклассные, ориентированные на развитие детей по современным программам детские учреждения, опережали в социальном, познавательном и эмоциональном развитии тех детей, которых воспитывали в домашних условиях. Но и при этом, как указывает Бельски, обнаруживаются вызывающие тревогу закономерности. Среди детей, которых на первом году жизни родители отдавали в ясли или оставляли для присмотра другим людям, и которые находились в таких условиях более 20 часов в неделю, оказалось больше детей с тревожно-избегающей привязанностью к матери. Этот факт отмечался даже тогда, когда о младенце заботился сосед или родственник, присматривающий одновременно и за своим ребенком.
Разумеется, это не относилось ко всем или даже к большинству детей, находившихся в этих условиях. Но доля детей, которые не были надежно привязаны к матери (по данным специальных тестов), оказалась в данном случае почти в два раза выше.
Надо сказать, что другие исследователи пришли к другим выводам, даже после ознакомления с теми данными, которыми пользовался Бельски. Но все сходятся в одном: качество альтернативного присмотра за детьми является более значимым фактором, нежели количество времени, проведенного ребенком в детском учреждении. Особенно уязвимыми оказываются малыши, за которыми осуществляется недобросовестный уход. Также вредной для развития детей оказывается ситуация, когда они вынуждены переходить от одного воспитателя к другому, из одного дошкольного воспитательного учреждения в другое. Подвергаются немалому риску и те дети, чьи родители под давлением обстоятельств или по незнанию отдают своих маленьких детей в руки неквалифицированных или имеющих те или иные дефекты личности (злых, безответственных, не любящих детей и др.) воспитателей.
Очевидно, что в данном случае возраст ребенка является не единственной и даже не основной причиной для беспокойства. Однако поскольку надежная привязанность к родителям столь важна для последующего личностного и социального развития ребенка, споры по поводу того, какие факторы негативно сказываются на ребенке, будут продолжаться и далее. А что остается родителям? – Думать самим, выбирать: отдавать ли ребенка в ясли, оставлять ли дома с няней или же самим воспитывать малыша в первые годы его жизни.
|
Категория: Статьи | Добавил: Анна (16.03.2008)
|
Просмотров: 879 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|